понедельник, 4 августа 2014 г.

Как устроить редакцию. Часть 1

Ничего дельного может я тут и не скажу. И может быть так и делают в нормальных, цивилизованных редакциях. Мне нормальные, цивилизованные редакции не встречались. Они почему-то были либо нормальные, но не цивилизованные, либо цивилизованные, но не нормальные.
- Но почему,  - спросите вы, - что там было не так?
А я отвечу, с присущей мне иронией и скромностью, что не организовывают там работу нормально. А все потому, что меня не догадались спросить.
Поэтому и приходится эти мои мысли излагать здесь.


Итак, СТРУКТУРА РЕДАКЦИИ.

1. Будущее СМИ


Прежде всего, предлагаю попробовать разобраться с условиями, в которых газете предстоит работать. Спрогнозировать эти условия.

Первое, на что стоит обратить внимание - газета в привычном виде себя изжила. Это всем известный факт. Бумажным СМИ я, с присущим мне великодушием, даю еще лет 10. Но снова оговорюсь "в привычном виде".

Фишка вот в чем: новости из Инета можно получать с потрясающей оперативностью. Просто и доступно (хотя последнее для Рунета не так актуально... пока).
Но больше преимуществ я не могу назвать. То есть интернет быстрее, интернет доступнее*. В основном, как вы видите, все преимущества утыкаются в оперативность. Можно получить новость сразу, через пару минут после того, как событие произошло, а не на следующий день.

* Доступность в данном случае тоже утыкается в понятие скорость. Дело в том, что если человек без интернета не знал, где искать новости и ему было плевать на все, то с появлением доступа в Сеть, он не окажется вдруг в гуще событий. А если человек и раньше много читал и интересовался - то с появлением интернета читать и интересоваться ему станет проще. Быстрее получать доступ. То есть разговор зедсь опять утыкается в скорость.
... Вообще я сейчас завел разговор о поколениях твиттер, и поколениях ТВ. К мысли о том, что, мол, ТВ отомрет, а все будут искать новости и развлечения в Инете. Так вот, такого не произойдет. Почему - расскажу чуть позже.

Но вернемся к нашим баранам газеткам. Итак, напомню, выше я высказал мысль о том, что Интернет несомненно выигрывает у печатных СМИ в скорости передачи новостей. Но как дело обстоит с более крупными материалами: аналитическими статьями, эссе? На мой взгляд, здесь он не выигрывает!
Казалось бы интернет породил такой феномен колумнистики, как блог. Но вряд ли это хорошее доказательство того, что в Сети обитают и хорошо размножаются крупные жанры журналистики. Во-первых, блоги никто не читает. Популярных блоггеров можно по пальцам перечесть. Все остальные - это "Лытдыбры", которые кроме самих авторов никому не интересны... Сомневаюсь, что мой ЖЖ кто-нибудь читает. А ваш?
Популярные же блоггеры - они и не занимаются публицистикой. Аналитикой - тоже вряд ли (за редким исключением). Чаще всего - они сами по себе СМИ (новостные). Или же авторы таких блогов известные люди. Их читают... ну не знаю зачем. Чтобы соприкоснуться с прекрасным узнать, что думает умный человек.

Объемные статьи в интернетах имеют место быть. Но чувствуют они себя там так же, как если бы выходили в привычном варианте. Нет никаких предпосылок для того, чтобы публицистика и аналитика уходили в Сеть. Да аудитория Интернета большая. Но и в метро каждый день спускаются миллионы человек*...

*Здесь я говорю про бесплатные издания, которые живут за счет рекламы. Кому нужно покупать газеты, если есть возможность их найти в Сети.  В интернетах живут за счет рекламы - так уж пусть и печатные СМИ приспосабливаются.

И в Интернете и в газете публицистика найдет свою аудиторию. Преимущество инета:  вот он, всегда под рукой. Открой страничку и читай, что хочешь. Если знаешь, что хочешь.
Но и у газет в этом плане есть преимущества. Газеты  читают в основном, если нет возможности (или не хочется) сидеть за компьютером. Да, сейчас с большинства мобильных устройств можно выйти в Сеть. Но это удобно для просмотра новостей, а не для чтения больших текстов. Чисто технически. И я пока не вижу средств, которые позволят сделать это удобнее. Согласитесь, прочитать несколько маленьких фразочек, написанных на ладони легче, чем текст в 3000 знаков. Он туда не поместится, придется его постоянно прокручивать. Будет страдать оформление. Одним словом, многабукафф куда приятнее читать на листе А4, нежели на огрызке размером с ладонь или пачку сигарет*.

*Примерный размер мобильника.

Но есть и еще одно весомое преимущество. Чуть выше заметил, что поколение Твиттера никогда не сменит поколение ТВ. Телевидение не уйдет - оно будет существовать параллельно интернету (или внутри него*). Произойдет так, потому что человеку хочется, чтобы за него решали, что ему смотреть, читать или слушать. Людям не захочется каждый раз делать выбор! И такое происходит со всеми людьми. Просто одни доверяют сделать этот выбор, решить, что же им интереснее газетам типа Комсомольская Правда или Жизнь. Другие доверяют этот выбор Русскому Репортеру и Эксперту...

* Ведь, согласитесь, какая разница, где будут смотреть ТВ - на мониторе или по телевизору. Суть телевидения от этого не изменится.


Итак, теперь постараюсь сделать выводы из этих размышлений. А заодно спрогнозировать, какое будущее ждет печатные СМИ.
В современном виде газеты долго не проживут. Какой дурак станет читать новости, которые накануне облетели весь Интернет, которые известны каждому.
Однако газеты все равно вполне могут оказаться востребованными. Но по умолчанию, новостей там не будет. А будут комментарии. Ценность информации будет снижаться. Зато возрастет спрос на качество материалов. Ежедневные газеты в ближайшие пару десятков лет вымрут как класс. Или перейдут в разряд еженедельных или ежемесячных "толстушек". Претензии на качество будут только увеличиваться. Материалы станут объемнее. От авторов будет требоваться больше. Журналисты в таких изданиях будут действительно профессионалами своего дела. Они каждый раз должны будут создавать действительно уникальный материал. Они должны будут заинтересовать своей точкой зрения читателей.
Издания будут сильнее углубляться в свой профиль. Это будет сродни появлению субкультуры - издание будет определять мировозрение читателей, направлять его. "Скажи, что ты читаешь и я скажу, кто ты".


В следующем выпуске своих записочек я расскажу как выстроить работу редакции, чтобы издание смогло выжить в таких условиях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий